воскресенье, 1 апреля 2012 г.

С.Чалтырь (музей, родники) – х.Калинин (РО)

  Ранней весной (24.03.12г.) я с друзьями посетила крупнейшее село Чалтырь Ростовской области Мясниковского района или Чалтырьское сельское поселение, через которое протекают реки Мокрый Чалтырь и Хавалы.


Вот наша группа у стен Чалтырьского музея

Герб г.Ани
Чалтырь основан в 1779г. армянами переселенцами с полуострова Крым, родиной которых в свою очередь является столица средневековой Армении город Ани.  Теперь их называют Донскими армянами, которые составляют подавляющее число жителей села, но чтут и берегут свою многострадальную историю и традиции.

    После того, как под татаро- монгольским натиском пала армянская столица Ани (30-е годы 13в.), часть жителей переселилось в Ак-Сарай – город Золотой Орды. В 1299г. армяне его покинули и по пути в Крым остановились в Тане, ныне г.Астрахань. В 1330г. вновь направились в Крым, который в 1428г. становиться самостоятельным, но через 47лет попадает в зависимость от Турции. В 1776г. Крым заняли русские и вновь началось переселение армян и греков из Крыма.
Указом Екатерины II (ноябрь 1779г.) крымским армянам были выделены земли в Азовской губернии с предоставлением ряда льгот и привилегий. Так многострадальный народ на территории современной Ростовской области образовал армянские колонии -на Дону: г.Нор-Нахичевань и села (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай).

Переселенцы, свято чтя культурные традиции, несли с собой самое ценное: фамильные реликвии, минимальный скарб, иконы, хачкары.  Хачкар - дословно «крест-камень» — вид армянских архитектурных памятников. Раннесредневековые хачкары имели округлые, восьмигранные формы. Кстати, с 2010г. искусство создания хачкаров внесено в список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

     Интересны предметы быта.  И в настоящее время Ростовские армяне варят варенье в медных тазах. Медь - «гуманнее» для здоровья, чем алюминий, из которого делали посуду славяне.
   Вот эту интересную штучку (прошу не обращать внимание на отражение моих ног в зеркале, а смотреть выше), которую подвешивали к потолку на видном месте, называют «мармарас». Это лук, в который втыкали куриные перья с ленточками. Предмет служил армянам своеобразным календарем: перышко с красной ленточкой напоминало, что в соответствующей по счету недели важный церковный праздник; синяя ленточка- семейный праздник, к примеру, по мужской линии; зеленая- по женской и т.п. Одновременно лук, благодаря своим антибакторицидными фитонцидам, создавал здоровую среду для дыхания.

Первое и обязательное, что делали армяне в местах поселений – строили церкви.

  Церковь Сурб-Амбарцума в с.Чалтырь равнозначна русской православной церкви Вознесения Господня.
  Она находиться на центральной площади рядом с этно-краеведческим музеем, в который, кстати, представлены интересные и в большом обьеме экспонаты, имеющие познавательно-историческую ценность. 

   Приятно, что армяне чтут историю и гордятся своими предками. На фото врачеватели, т.е. ворожеи, целители, которые оказывали помощь людям, пока не появились врачи и медицинские учреждения. В настоящее время еще существуют продолжатели их рода, к которым до сих пор прибегают жители.

 Во время ВОВ Чалтырь был захвачен немецкими оккупантами на 9 месяцев. Они помнят горький случай тех лет: немецкий офицер своевременно не вернулся в расположение части, заснул где-то в кустах. Немцы, решив, что его убили сельчане, расстреляли жителей целой улицы.
 На территории церкви тоже установлен хачкар в память погибших односельчан.

 Талантами этот трудолюбивый народ не обеднен. Разве не замечателен натюрморт местного художника. Картина настолько реалистична, равнозначна фотографии. Есть в музеи и другие подобные достойные творения.


 Дальше мы отправились к родникам Чалтыря. Буквально рядом, в центре, находиться самый популярный источник, из которого набирают воду все местные, но говорят, что кипятят перед употреблением. Рядом установлен бутафорский колодец.

Наш путь к 2-му роднику.
По пути попадается 2-й колодец. На этот раз настоящий, но невостребованный.

 На окраине, вот под этим холмом мы обнаружили следующий родник.
Жалко, что он не облагорожен и пустынное место очень замусорено.

 Дальше наш путь лежал из Чалтыря в х.Калинин – русское поселение образованное в 1928г. с организацией одноименного колхоза вдоль ж.д. полотна у Дона. Поля вдоль трассы уже радуют своей озимой зеленью, создавая по-настоящему весеннее настроение.

    Парадоксально, ж.д.станция х. Калинина названа «Хапры», обычно их названия соответствуют названию поселений.

    Очередной парадокс времени: с одной стороны, развалины завода – останки Советской власти, а с другой – идет полным ходом строительство частного сектора, что раньше было крайне затруднительно народу. Все символично: новое строиться на останках отжившего, но к лучшему ли, что придается забвению и полезное прошлое?

 Вот, то на что мы пришли посмотреть: «Батюшка» - Дон. Его воды почти очистились от зимнего покрова. Странно, но рукав Дона в дельте называют здесь Мертвым Донцом. Ну, какой же он «мертвый» да еще Донец при такой- то ширине.


Так я погуляла. Узнала много интересного и увидела пробуждение весны.

2 comments:

Спасибо за такой путеводитель. Однако вы пропустили родник который ценится не меньше других " Мамаин-дера" .

Благодарю за отзыв и интерес.Я с Вами согласна. Про Мамаин-дера у меня есть отдельный пост http://olgagok.blogspot.ru/2013/02/blog-post.html

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More