воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Маргаритка


Пути-дороги. Какие они? Разные. У каждого своя дорога. Из каких-то побуждений человек ее выбирает. Возможно, им движет жажда познания либо зов души, да мало ли какие еще мотивы заставляют отправляться в путь.


Автобус вез двадцать пять паломников в село Костомарово Воронежской области. Некогда «дикое место» в наши дни теперь стало популярным туристическим маршрутом благодаря афонским монахам, которые еще до XVII века обжили меловые холмы в донском крае, видавшие на своем веку скифов, сарматов, аланов. Великолепием этих мест является пещерный меловой храм, вход в который находится между двумя Дивами – выступами пород в виде больших столбов причудливой формы.

Чаще всего в паломнические поездки отправляются люди, которые могут перенести некомфортные условия путешествия, например, спать ночью, сидя в автобусе. В этой группе выделялась по возрасту одна пожилая женщина - худенькая, маленькая, сутуловатая старушка с одним уцелевшим зубом, в шубейке и пуховом платке. Паломники – народ доброотзывчивый, поэтому сразу прониклись участием к ней, не понимая, зачем в столь преклонные годы обрекать себя на определенные лишения. Тем более, бабушка успела поделиться, что приехала из Украины, узнав от какой-то знакомой о поездке именно в Костомарово. Несмотря на внешний вид, ее переполняла еще нерастраченная энергия, о чем свидетельствовал громкой голос. Сразу было видно, что старушка может за себя постоять:

- Послушай, как тебя зовут? – обратилась она к молодому парню, не успев сесть в автобус, - Сережа, а ну-ка помоги бабушки, брось мою сумочку наверх.-

Март был на исходе, но весна где-то задержалась. Всю ночь автобус противостоял циклону с мокрым снегом, несшемуся ему навстречу. Работающие дворники не успевали очищать лобовое стекло, которое мгновенно опять покрывалось крупными набухшими снежными хлопьями, затрудняя водителю видимость. К утру снег на радость пассажиров прекратился, да и ветер стих. Невзирая на пасмурное небо, новый день предвещал быть добрым, во-первых, доехали, во-вторых, на голову ничего не сыпалось, и это уже хорошо.

В низине между холмами расположились строения нового женского монастыря, а на более высокой, можно сказать, гористой правосторонней части возвышался необычный комплекс из восьми уцелевших пещер и древнего пещерного храма.

Колокола возвестили о начале утренней службы в новом храме монастыря. Среди царившего порядка и покоя, в котором обычно проходит храмовое песнопение, обращала на себя внимание прихожан старушка из Украины. Она не стояла спокойно, а активно перемещалась по храму, быстро окидывая взглядом, имеющиеся в нем иконы. Потом подбежала к кому-то из служителей, разыскивая определенную, нужную ей икону: «А где тут у вас Самаритянка?». В то время как все другие паломники традиционно проявляли почтительность ко всем иконам, спокойно обходя и рассматривая каждую. Потом она долго стояла в дальнем углу храма наедине с обретенной для себя иконой. Служба подходила к завершению, и бабушка опять заторопилась, словно боясь не успеть посмотреть древние достопримечательности, постоянно спрашивая у руководителя группы:

- Когда же мы пойдем смотреть пещеры? –

Из храма вышла монахиня, направляясь к колокольне, чтобы оповестить перезвоном об окончании утренней службы, и старушка одна из первых последовала за ней.

- Матушка, матушка, - останавливая на ходу монахиню, попросила она, - помолись за Маргаритку, а?» -

Та в свою очередь посмотрела с удивлением на бабушку:

- А кто Маргаритка? Кто она Вам? –

- Так это ж я! Я – Маргаритка то, - хлопая ладонью себя по груди, выпалила на одном дыхании старушка, и словно спохватившись, видя непонимание, смотрящей на нее монахини, приближаясь ближе и смотря снизу вверх, с жалобными нотками в голосе продолжила, - за Маргариту помолись. За меня. Помолишься обо мне матушка Богу? –

- Хорошо, - сказала та, и стала подниматься по ступенькам деревянной звонницы с пятью колоколами расположенной у входа в храм.

Неподалеку бегали дети, которых взяли с собой в паломническую поездку взрослые в дни школьных каникул. Ребятишки со свойственным им интересом побежали посмотреть, как совершается перезвон. Добрая молодая монахиня разрешила ребятам подняться с ней на звонницу, держать веревку самого маленького колокола, управляя им по команде. Видя это, Маргарита, сорвавшись с места, тоже подбежала к звоннице с молодецким возгласом: «И я, и я тоже хочу». Кто-то из прихожан, оказавшихся поблизости, заулыбался, подумав: «Что стар, что мал». Монахиня от неожиданности замешкалась, а потом, кивнув головой, разрешила старушке поучаствовать, указывая на веревку от самого большого колокола с противоположного края. Сама же она взялась двумя руками за веревки трех средних колоколов. Но активную бабушку такая доля участия не устроила. Маргарита перехватила инициативу в свои руки и вместе с ней забрала у монахини еще одну веревку от ближайшего к ней колокола, чем второй раз, сконфузила служительницу монастыря. Необходимо было начинать перезвон, что монахиня и сделала, кивая, в нужный момент направо старушки и налево троим детям, державшимся за одну веревку, которые оказались прилежными учениками ни в пример умудренной жизненным опытом очень пожилой женщины.

Монахиня, наверно, уже каялась в душе, что допустила оплошность, взяв, в помощники эту странную старушку. Как она не старалась, два самых больших сильных колокола, оказавшись в руках Маргариты, начали жить своей жизнью, громыхая не в такт перезвону и, забивая голоса других колоколов. Монахиня-звонница делала попытки урезонить старушку, неоднократно придерживая ее руки, но поняв, что вошедшую в раж остановить, не так просто, стала пытаться подстроить звучание своих средних колоколов к ритму первых двух басовых, одержимо пляшущих от рук старушки.

Казалось, что Маргарита повисла на колоколах с высоко поднятыми руками, и била в них с неистовой силой, исходящей изнутри этой щуплой старушки. Словно грешная душа той молодой Маргаритки, которая была все еще активна в ней, трепыхалась на колокольных веревках, совершая удары колокола по необходимому для нее ритму, желая достучаться до Бога, испрашивая прощения за содеянное. Уже все прихожане вышли из храма, желая посмотреть, кто совершает столь странный перезвон. Монахини ничего не оставалось, как закончить его раньше времени, уводя детей с площадки, а бабушка не в состоянии быстро вернуться в реальность, все еще продолжала неистово дергать веревки.

Есть мнение, что колокольный звон оказывает воздействие не только на психику, но и здоровье человека. Возможно Маргарита, таким образом, исцеляла свою душу, как по преданию исцелил Иисус Христос Марию Магдалину от одержимости бесами.

Вскоре, опомнившись, старушка побежала догонять группу, уводимую гидом от монастыря, на экскурсию в пещерный храм.

- А где тут пещера «Покаяния», - торопилась узнать Маргарита, приставая ко всем с вопросом.

- Не знаю. А Вы здесь уже были? – кто-то спросил в ответ у старушки.

- Нет, я в первый раз.-

- А откуда Вы знаете, что такая пещера здесь есть? – полюбопытствовала одна из спутниц, пока они поднимались по ступенькам на гору к храму.

- Я знаю. Она должна здесь быть. Я ради нее сюда приехала с Украины, - не определенно ответила Маргарита.

- В такой путь? Простите, а сколько Вам лет? – не сдержав любопытство, спросила женщина.

- Семьдесят два года, - ответила старушка, продолжая, - мне сказали, что надо ехать в Костомарово и попросить прощения в пещере «Покаяния». –

- А кто сказал? - не понимая, дознавалась заинтригованная женщина.

- Тебя как зовут? – в свою очередь задала вопрос бабушка.

- Лида. –

- Видишь ли, Лида, - Маргарита заговорчески приблизилась к женщине, стараясь дотянуться до уха и, понизив голос, продолжала:

- Я с детства была разбитная девка. С ребятами бегала… Эх, да что там говорить. Когда сын родился, мне все равно покоя не было. Знаешь, а он у меня молодым-то умер, 30-ти лет ему не было. Вот так-то. Вся жизнь под откос. Тогда-то я в церковь впервые пошла. Все искала ответ: «За что мне такое?» Как-то недавно приехала в гости к своей знакомой. Пошли мы с ней в церковь. Был праздник и крестный ход. Батюшка раздавал иконы кому нести. Меня он выбрал, подозвал и дал «Самаритянку». Я раньше такую икону не видела. Потом, когда я молилась в храме, услышала голос. Словно мне Бог сказал, что я - большая грешница, как Мария-Магдалина. Слышала про такую? Она ж беспутная тоже была, пока Иисуса Христа не встретила. Раскаялась и Он ей помог другим человеком стать. Вот и мне велено сюда ехать и молиться в пещере Покаяния. –

Когда группа паломников вошла в древний Спасский Собор, выстроенный в меловой горе афонскими монахами в византийском стиле с множеством арок и барельефов, Маргарита с присутствующим ей нетерпением, перебивая рассказ гида, опять искала значимую для нее икону «Самаритянка». Что ее неудержимо влекло к ней? Возможно предание о том, что Самаритянка иносказательно олицетворяет источник живой воды, испив который человек освобождается от прошлого груза и становиться готовым начать новую жизнь.

Маргариту не очень интересовали другие пещеры горного комплекса. Она ждала вхождения в пещеру «Покаяния», последнюю из посещаемых, поэтому в числе первых шла за экскурсоводом, не отставая. Выносливости старушки позавидовала женщина, много моложе ее, но поднимавшаяся по горной тропе, тяжело дыша.

Однако у входа в вожделенную пещеру Маргарита почему-то замешкалась, пропустив несколько человек вперед, затем, взяв, как все, свечку для освещения темного мелового коридора, остановилась ждать своей очереди. Время пребывания в пещере Покаяния каждый устанавливал себе сам, весь процесс таинства исповеди проходил в полной тишине. Когда в пещеру вошла Маргарита, своды коридора резонировали, исходящие из глубины, громкие стенания, разрывающие сердце. Они словно прорвавшийся фонтан душевной боли, отчаяния и раскаяния, плачущего грешника исходили из пещеры, гулко прокатываясь под сводами, затихали, рассеиваясь, вырвавшись на свободу за пределы горы. Рыдающий плач прекратился также неожиданно, как и начался, а маленькая старушка шла, сгорбившись больше обычного, покидая место покаяния. Теперь ее походка не была уверенной. Она покачивалась из стороны в сторону, будто вместе с душевной болью через голос вышла из нее вся сила. От предложенной помощи она отказалась. Посидев на лавочке, на площадке у входа в пещеру, молча, стала спускаться с горы.

Опять начался дождь, чередующийся с мокрым снегом.

- Ну что, пойдем в автобус или полезем на гору Голгофа – последнее место, которое мы не видели? – поинтересовалась руководитель у членов группы после обеда.

Все за исключение нескольких отважных поспешили в теплый автобус укрыться от непогоды и обсушиться. Маргарита молча, не обращая ни на кого внимания, стала подниматься на г. Голгофа. За ней пошли несколько последователей, увлекаемые ее целеустремленностью. Лишь оказавшись на верху высокого холма с шатрообразной вершиной, где находилась часовня и могилка основателя пещерного монастыря святого старца инрохинока Петра, можно было увидеть следующую, самую высокую возвышенность, ту самую г. Голгофа с большим деревянным крестом на вершине. Маленькая группка отважных, решив дальше не мерить грязь и без того промокшими ногами, решила закончить подъем, довольствуясь лицезрением креста, который был хорошо виден и с этого места. Одна Маргарита устремилась наверх к кресту, но тут же поскользнулась и упала в грязь. Остальные, передумав возвращаться, пошли догонять Маргариту, чтобы оказать ей помощь и попытаться отговорить старушку, не подниматься выше. На что неумолимая Маргарита коротко ответила: «Мне надо пройти путь Марии Магдалины до конца». Им ничего не оставалось, как присоединиться к ней, возможно из-за угрызения совести за свое малодушие. В результате все благополучно дошли до вершины острой и самой высокой точки холмистой местности.

Снег падал крупными мокрыми, но редкими хлопьями. Это не мешало любоваться великолепным пейзажем здешних мест. Сколько чистоты, простора и свободы можно испытать, стоя на горе. Недаром в Донские края некогда пришли афонские монахи, увидев сходство здешних мест с Иерусалимской землей.

А что испытывал он, Иисус Христос, проделав свой путь на гору Голгофа?

Говорят, «в душе человека храниться частица от вечности», а в таких местах душа пробуждается, и человек вспоминает, откуда он и задумывается о своем предназначении. Возможно, прав и тот, кто изрек: «Люди – кисточки в Божьих руках», и от нас зависит, в каких красках увидят мир наши потомки.

0 comments:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More